С середины XX века, в связи с прогрессом в разработке вычислительных устройств, наблюдается бурное развитие математических методов в теоретической лингвистике и ее приложениях, что неразрывно связано с дискретным представлением данных и средствами манипулирования ими. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с базовыми дискретными математическими моделями, аналитическими методами исследования и алгоритмами их обработки. 

В настоящее время происходит активизация в области исследования лингвистических проблем формальными методами и в области применения для этих целей компьютеров. В области формализации естественных языков и создании систем автоматической обработки текстов задействовано большое количество людей и мощностей, работающих в самых разных направлениях. Это, прежде всего, связано с ростом производительности вычислительных систем, что позволяет в реальное время выполнять алгоритмы обработки текстов, которые раньше выполнить в реальное время было невозможно. Можно сказать, что увеличение вычислительных мощностей сделало возможным применение трудоемких лингвистических алгоритмов на больших объемах данных. Например, одним из привлекательных направлений являются исследования, в которых предпринимаются попытки формализации семантических понятий, в том числе, понятия смысла текста. Результаты такого рода исследований могут быть применены в самых разных областях, начиная от фундаментальной лингвистики и до прикладных областей: в автоматизированных системах акцепции информации из текстов на естественном языке, интеллектуальных системах поиска информации в сети, при построении систем автоматического аннотирования, электронных переводчиков и словарей, систем безопасности, работающих с текстами на естественном языке.

При изучении алгоритмов особое внимание уделяется оценке их сложности. Рассматривается несколько различных вычислительных моделей, естественно возникающих при обработке данных и моделировании вычислительных процессов. Дискретные математические модели и вычислительные устройства являются важнейшей областью исследований современной математики, индустриальной и общественной деятельности. Это требует привлечения сложных моделей и методов анализа из разных областей математики: комбинаторика, теория графов, теория булевых функций и др.

Кроме того, важно не просто установить наличие или отсутствие (в различных смыслах) решения задачи, но и предъявить алгоритмический способ отыскания его в первом случае или некоторого его приближения во втором, а также оценить эффективность процедуры поиска решения. Размеры реальных задач, встречающиеся на практике, огромны, а значит решать их без использования вычислительной техники невозможно и умение разрабатывать и оценивать свойства алгоритмов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки. Важно также отметить, что, хотя компьютеры классической фон Неймановской архитектуры являются наиболее доступными вычислительными средствами, важно иметь представление о различных моделях вычислений для наиболее адекватного и эффективного моделирования вычислительных процессов, возникающих при обработке того или иного вида информации.


Дисциплина «Базы данных»  имеет своей целью: изучение различных моделей баз данных, языков доступа к базам данных, архитектуры систем управления базами данных, методов проектирования и разработки приложений c базами данных.

Учебная дисциплина «Латинский язык»:

  • по направлению подготовки "Филология" (бакалавриат) изучается на первом и втором семестрах первого курса;
  • по направлению подготовки "Фундаментальная и прикладная лингвистика" (бакалавриат) изучается на первом семестре первого курса.

В данной системе размещаются контрольные работы (тесты).

"Основы журналистики" -- курс, который читается в первый год обучения на направлении подготовки "Журналистика" и создает теоретические и методологические предпосылки предстоящего разностороннего изучения современной журналистики и массовой коммуникации. 

Дисциплина является обязательной для студентов первого курса бакалавриата, обучающихся по направлению "Журналистика". Изучается в первом семестре. Курс «Введение в специальность» создает предпосылки для изучения визуальных и аудиальных средств массовой информации. Курс является профориентирующим для студентов, так как после него они должны будут определиться с дисциплинами по выбору.

Основная цель курса — ознакомление студентов с особенностями и методами работы современного телевизионного журналиста, основами творческой деятельности тележурналиста, жанровыми системами тележурналистики, а также с основными категориями и понятиями. В рамках телевизионного модуля студентов знакомят с пониманием социальной роли и общественной миссии телевизионного журналиста, функций и принципов визуальных СМИ в контексте социальных потребностей, общих и отличительных черт телевидения по отношению к другим СМИ, его базовых типологических признаков, основных принципов функционирования современной телевизионной редакции. 

Контроль знаний производится в форме письменных заданий и коллоквиума. Итоговая форма оценки — дифференцированный зачёт.

Дисциплина «История» реализуется в рамках образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (бакалавриат), Профиль направления «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации».

Курс «Основы языкознания» адресован студентам 1 курса бакалавриата Гуманитарного института НГУ, обучающимся по направлению «Лингвистика».

Это первый теоретический курс в системе лингвистических дисциплин, который готовит студентов к изучению других предметов лингвистического цикла, в частности теоретических курсов по иностранным языкам.

Первая часть курса практической фонетики английского языка предназначена и является обязательной для бакалавров I курса ФИЯ НГУ, обучающихся по специальности "Лингвистика" по профилям «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации». 

Первая часть курса читается на русском языке и посвящена изучению и постановке звуков, характерных Standard Southern English - современному английскому языку. Основная цель - научить правильно артикулировать звуки, читать и писать транскрипцию без словаря, а также обучить правилам чтения.

Форма контроля - экзамен. 

Первая часть курса практической фонетики английского языка предназначена и является обязательной для бакалавров I курса Гуманитарного Института НГУ, обучающихся по специальности "Лингвистика" по профилям «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации».  

Первая часть курса ведется на русском языке в I семестре и является вводно-коррективной. Основная цель - формирование устойчивых артикуляционных навыков, навыков постановки словесного ударения, а также освоение звукобуквенных соответствий.



Дисциплина обязательна для магистрантов первого года обучения отделения фундаментальной и прикладной лингвистики. Изучается в осеннем семестре. Базируется на знаниях, полученных в рамках лингвистических дисциплин бакалавриата. Контроль знаний в форме письменной работы и устных выступлений магистрантов, в итоге ставится зачёт. Содержание: задачи и сферы исследования лингвистики текста; основные понятия, методы, теории и их применение для анализа конкретных текстов.