Дисциплина «Международная экономика и бизнес» основывается на целесообразности объединения совокупности экономического знания для студентов отделения «Менеджмент» экономического факультета НГУ в таких важных, тесно переплетающихся друг с другом и наиболее востребованных в современных условиях развития мировой экономики научных областях как «международная экономика» и «международный бизнес». Основное отличие между ними заключается в том, что международная экономика охватывает концепции, основанные на характеристиках отдельных стран, позволяющих устанавливать взаимно выгодные торговые отношения с другими странами, а международный бизнес изучает, прежде всего, характеристики компаний, которые позволяют на международных рынках вступать в экономические и финансовые отношения с компаниями из других стран.

Считается, что международная экономика в качестве дисциплины представляет собой третий раздел экономической теории (после микро- и макроэкономики), нацеленный на изучение взаимодействия между экономическими субъектами разных стран и охватывала два важных раздела – международная торговля и международные финансы. Традиции российской высшей школы привели к появлению двойственности в трактовке содержания данной дисциплины, нашедшей свое отражение не только в ее названии, но и в структуре курса. В тех вузах, где учебные планы по экономическим специальностям и направлениям построены в русле западных традиций, обычно читается курс международной экономика (International Economics), состоящий из двух ключевых разделов – международная торговля и открытая макроэкономика и международные финансы. Главной отличительной особенностью такого подхода к преподаванию международной экономики является использование инструментария экономической теории на уровне, позволяющем более углубленно освоить ее аналитические возможности.

Другой подход исходит из так называемой «более гуманитарной» составляющей дисциплины, изучающей особенности функционирования международной экономики, и обычно присутствует в учебных планах российских вузов под названием «Мировая экономика и международные экономические отношения». И поскольку изучение международной торговли и международных финансов требует обычно хорошей экономтеоретической и математической подготовки, «более гуманитарная» направленность данного подхода предопределяет изучение таких вопросов как общие закономерности экономического развития субъектов мирового хозяйства, международное движение факторов производства, общие тенденции развития и углубления процессов региональной экономической интеграции, международные валютно-кредитные отношения, особенности функционирования международных экономических организаций и т.п.

Целевые особенности формирования учебных планов на экономическом факультете НГУ обусловили использование первого из рассмотренных двух подходов и долгое время в учебных планах по направлению «Менеджмент» присутствовала дисциплина 2международная экономика». Однако в особенности подготовки на экономическом факультете НГУ профессиональных управленцев с фундаментальными знаниями в области экономики создали необходимость включения в данную дисциплину направления, которое изучает закономерности функционирования и развития международного бизнеса. Данное направление часто называют IB-направлением (от англ. international business). Объединение этого направление с международной экономикой возможно благодаря тесному переплетению предметных областей международного бизнеса и международной экономики, а также тому факту, что изучение проблем международной торговли в рамках международной экономики последовательно приводит к необходимости исследования практических аспектов деятельности международного бизнеса, так как в эпоху глобализации и интернационализации мирового хозяйства международная торговля становится важнейшей сферой деятельности международного бизнеса. Таким образом, в IB-направлении дисциплины «Международная экономика и бизнес» доминирующими становятся две основные области исследований: 1) концепция постепенной и постоянно усиливающейся интернационализации бизнеса; 2) особенности функционирования многонациональных корпораций (МНК). Такой подход, конечно же, предполагает обширные междисциплинарные связи, поэтому для изучения данной дисциплины студентам понадобится весь комплекс знаний, полученный в «смежных» курсах – микроэкономика, макроэкономика, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент и т.п.